Туризм в мировых масштабах

туризмКак известно, хороший работник - хорошо отдыхает. Если вы отлично потрудились в течение года, ваши силы обязательно надо восстановить. Можно, конечно, провести время сидя дома, отлеживаясь на диване, но куда лучше съездить в другую страну или местность, на пару деньков или на месяц (все зависит от того на сколько вам позволяет ваш отпуск). А чтобы выбрать свой туристический маршрут, вам нужно больше знать о туризме вообще и турисме отдельных стран в частности.

Для начала, давайте попробуем разобраться в значении слова «туризм». Кроме того, что любой туризм связан с передвижением в местности, не являющиеся постоянным местом жительства туриста, но и самое главное, любой туризм должен содержать в себе, прежде всего активный отдых, развлечения и познавательные мероприятия. Кроме того туризм – это сам процесс организации отдыха клиентов, то есть производство турпродукта.

Классифицировать туризм можно в связи

с направлением передвижения:

  • внутренний – в пределах страны лицами, проживающими на территории этой страны;
  • выездной – в страну, где не проживает турист;
  • въездной – выездной туризм относительно страны принимающей туриста;
  • международный – въездной и выездной;


с организующим:

  • социальный – организуется за материальные средства бюджетных, государственных внебюджетных фондов, а также средствами работодателей;
  • самодеятельный – организуется туристом самостоятельно;

с целями:

  • рекреационный – традиционный туризм ради отдыха, спорта, оздоровления, познавательных экскурсий и т.п.;
  • деловой – бизнес-, конгресс-, шопинг-туры и различные другие

Каждый из вышеперечисленных видов туризма можно разделить по еще одной классификации
по способу туризма:

  • автотуризм – перемещение на автомобиле;
  • автостоп – неорганизованный туризм на любом попутном транспорте;
  • водный – передвижение по воде;
  • горный – пешеходное прохождение горных маршрутов;
  • караванинг – на караванах или специальных машинах с прицепом, оборудаванным для жилья;
  • конный – на лошадях;
  • лыжный – на лыжах;
  • морской– на пассажирский, круизных лайнерах по морю;
  • пешеходный – осуществляется пешком;

История туризма обязана в первую очередь человеческому любопытству, ну и без меркантильных интересов тут не обошлось. Человек всегда хотел завоевывать новые территории. Поэтому первыми путешественниками конечно были переселенцы и завоеватели. Кроме того, важным моментом существования человеческой группы была торговля – а продавать друг другу внутри одной общины практически не имеет смысла. Сейчас такие термины как внутренняя и внешняя торговля понятны даже ребенку. В любом случае все те, кто посещал чужие территории с какой-либо целью, непременно нуждался в ряде услуг, как минимум, размещение и питание. Первыми специализированными заведениями, оказывающими подобные услуги были таверны, постоялые дворы, караван-сараи. Однако все это был деловой туризм, а вот рекреационный массовый туризм появился гораздо позже. В период когда начала активно развиваться промышленность и у средней прослойки населения стало гораздо больше возможностей уехать – оплачиваемый отпуск, а также в период когда в системе транспортных соединений произошел серьезный революционный скачок – параходы, паравозы и новые дороги. Первыми странами, словившими туристическую волну были Германия и Швейцария, в 19 веке здесь появились первые роскошные гостиничные комплексы. Потом конечно был серьезный спад туристической индустрии – Вторая мировая война, но потом многие страны затянули потуже ремни и начали быстро отстраивать гостиницы, организовывать развлекательные комплексы. И уже к 80-м годам туризм для многих становится стилем жизни.

Наибольшее количество туристов ежегодно принимают у себя европейские страны. Однако последнее время сокращается массовая доля европейского туризма в мировом. Интересный факт, большинство путешествующих – европейцы. Так, например немцы составляют около 20 процентов всех туристов, англичане – 10 процентов, жители Франции – 7 процентов, датчане – 6. в результате получается, что общее количество европейских туристов составляет 90% от всех путешественников мира. Туризм Европы, безусловно, высшего качества, но есть ряд причин, из-за которых он теряет лидирующие позиции. Одни из причин – высокие цены, преимущественная популярность восточных стран перед европейскими, проблемы в восточно-европейских странах. Основные потоки в Европу сосредоточены на

  • Южной Европе – Франция, Испания, Италия в основном предлагают летний отдых, море, горы, солнце;
  • Западной Европе – Чехия, Великобритания интересует до сих пор познавательным и образовательным туризмом;
  • Центральная Европа – Австрия, предлагающая в основном зимние виды отдыха – горнолыжные курорты;
  • Северной Европе – страны Скандинавии обеспечивают широкий выбор экологического туризма.

Америка в вопросах туризма стоит на втором месте после Европы, основные потоки туристов сосредоточены, конечно, на США и Канаде, благодаря хорошо развитой гостиничной системе, а также огромному количеству развлекательных комплексов. Однако страны Латинской Америки, Куба и Карибские острова могут предложить экзотический отдых. Доходы от туризма в этих странах достигают 10-20 % от общих доходов.

На третьем месте стоит Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ВАТ). Страны ВАТ притягивают своей экзотикой, уникальными природными ресурсами, дешевым шопингом (Сингапур), а в некоторых странах вообще низкими ценами (Китай, Монголия).

Африка, не смотря на свой природный потенциал, остается малопосещаемой – всего 2 процента. Наиболее популярными африканскими странами в туристическом отношении являются Тунис, Египет, Марокко. В основном Африка предлагает пляжный летний туризм. Однако континет до сих пор остается «проблемным» - огромное количество заболеваний, эпидемии, грязная вода и неблагополучное население, военные конфликты усугубляют развитие туризма.

Россия – огромная страна с большими природными и материальными возможностями также не остается на окраине туристической индустрии. Если говорить о летнем туризме, то это конечно Сочи, Геленджик, калининградское взморье. Ряд городов, которые в любой период года могут обеспечить познавательный туризм – Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Ярославль,Углич, Псков. Экологический и спортивный туризм, сафари-туры (охота, рыбалка) развиваются практически на всей территории страны, популярны речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, морские круизы на Дальнем Востоке. Зимние виды туризма, альпинизм, водный туризм, треккинг культивируются на Урале, в частности на севере Пермского края, Алтае, Кавказе, Камчатке, в Карелии. На самом крайнем севере туризм не распространён, так как там айсбергов нет.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.

Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.

Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например развитие транспортной системы, развитие системы общественного питания, улучшение имиджа, развитие информационной инфраструктуры.

©Туризм